Психосоциальная реабилитация больных пневмокониозами на амбулаторном этапе лечения

Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов при заболевании органов дыхания

Просмотр содержимого документа
«Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов при заболевании органов дыхания»

Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов при заболевании органов дыхания

Заболевания органов дыхания занимают значительное место в патологии внутренних органов и имеют тенденцию к возрастанию. К ним относят пневмонию, плеврит, бронхиальную астму, эмфизему легких и туберкулез, пневмосклероз, бронхоэктатическую болезнь, бронхит. Поэтому реабилитация при патологии бронхолегочной системы является актуальной проблемой нашего времени.

Медицинская реабилитация — это комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности.

Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность действий, общение с людьми, получение необходимой информации, самореализация через трудовую и иные виды деятельности.

В отличие от лечения, реабилитация проводится во время отсутствия острой фазы патологического процесса в организме.

Медицинская реабилитация тесно связана с другими видами реабилитации — физической, психологической, трудовой, социальной, экономической.

Задачи и содержание реабилитации пульмонологических больных на различных этапах восстановительного лечения

Амбулаторный этап реабилитации длится с момента выявления больного и до его госпитализации.

Задачами этого этапа реабилитации являются:

  • своевременное выявление заболевших и пострадавших;
  • уточнение характера заболевания;
  • взятие больного на диспансерный учет;
  • определение показаний для стационарного или санаторного лечения, выработка предполагаемых сроков и программы реабилитации;
  • проведение амбулаторного восстановительного лечения.

В содержание амбулаторного этапа реабилитации чаще всего входят применение медикаментозной и функциональной реабилитации (лекарственные препараты, аэрозоли, ЛФК, массаж, физиопроцедуры), но немаловажное значение н этом этапе имеют и элементы психологической (контакт врача с больным, вера больного в излечение) и профессионально-социальной реабилитации (освобождение от работы по листкам временной нетрудоспособности, сокращение рабочего дня и др.).

Продолжительность стационарного этапа реабилитации определяется формой и фазой основного заболевания, характером осложнений и сопутствующих болезней, возрастом больного. Не в каждом отдельном случае важен индивидуальный подход.

Основные задачи стационарного этапа реабилитации:

  • уточнение диагноза (формы, фазы, протяженности процесса, осложнений и сопутствующих заболеваний);
  • определение срока, выработка и проведение в жизнь наиболее оптимального варианта лечебно-восстановительных мероприятий;
  • в показанных случаях освидетельствование (переосвидетельствование) больного на ВТЭК;
  • подготовка организма больного к режиму реабилитационного отделения санатория или амбулаторного этапа реабилитации.

В содержание стационарного (клинического) этапа реабилитации входят:

  • применение этиопатогенетических лечебных средств (антимикробные препараты, методы санации воздухоподводящих путей и др.);
  • в показанных случаях проведение оперативного лечения;
  • раннее назначение физической культуры с постепенным увеличением физической нагрузки, массажа и физиотерапии;
  • использование симптоматических лечебных средств; направленных на излечение или уменьшение клинических симптомов сопутствующих заболеваний;
  • оценка результатов восстановительного лечения на основании комплексного динамического клинико-рентгенологического и лабораторного обследования;
  • выработка примерной схемы реабилитации для санаторного отделения реабилитации.
  • Санаторный этап реабилитации .
  • Санаторный этап реабилитации наиболее эффективен, если он производится в специализированном санаторном отделении реабилитации. Основной целью реабилитации в специализированном санаторном отделении является закрепление результатов восстановительного лечения, достигнутого на стационарном или амбулаторном этапах реабилитации, восстановление или улучшение функций организма, утраченных или нарушенных в результате заболевания, перенесенной травмы или операции, достижение профессиональной, бытовой и психологической реабилитации.

    • Диспансерный этап реабилитации

    Диспансерный этап реабилитации проводится в поликлинике и заключается в наблюдении за состоянием здоровья больных, их условий труда и быта, соблюдением ими режима работы и отдыха, проведении мероприятий, направленных на профилактику обострений и рецидивов заболевания, лечение сопутствующих болезней, организации регулярных диспансерных осмотров. Для этого лечащий врач поликлиники совместно с заведующим пульмонологическим кабинетом и заместителем главного врача по лечебной работе составляет план диспансерного этапа реабилитации в соответствии с рекомендациями и результатами, полученными из санатория или стационара.

    Для удобства диспансерного наблюдения за лицами, которым применяется восстановительное лечение, можно выделять реабилитируемых (больные, подвергающиеся реабилитации), реабилитантов и анабилитантов (лица, прошедшие курс реабилитации).

    К реабилитантам относятся те пациенты, у которых в результате реабилитации достигнуто полное восстановление здоровья (в клинико-функциональном, профессионально-социальном и психологическом смысле этого понятия) или улучшение функций организма, позволяющее ему продолжать общественно полезную трудовую деятельность. Анабилитантами считаются те больные, у которых, реабилитационные мероприятия в течение запланированного курса лечения оказались неэффективными.

    Для профилактики и лечения ряда заболеваний, в том числе и органов дыхания, применяется дыхательная гимнастика.

    При заболеваниях органов дыхания наиболее выгодное физическое исходное положение считаются «лёжа» и «стоя», при которых создаётся наиболее благоприятная деятельность органов дыхания.

    Приступим непосредственно к самим упражнениям

    Наиболее распространённые динамические упражнения:

    1. Положения «лёжа на спине». Делается глубокий вдох. Туловище поднимается, а руки тянутся к носкам, в этот момент производится выдох.

    2. Положение «сидя», руки разведены по сторонам. Производится глубокий вдох. Руки сгибаются и опускаются на бёдра, и производится выдох.

    3. Положение «стоя», руки у бёдер. Делается глубокий вдох и производится нагибание вниз, руки тянутся к носкам, в это время производится выдох.

    4. Положение «стоя», руки вытянуты вверх. Вдох и приседание, руки оттягиваются назад, далее выдох.

    5. В положении стоя нужно высоко поднимать бедро ноги вверх и делать вдох, опускать – выдох. То же самое следует повторить и со второй ногой.

    Эти упражнения необходимо проводить несколько раз на день, в течение 10-15 минут.

    Помещение , в котором Вы проводите дыхательные упражнения должно быть тщательно проветрено, температура воздуха должна быть не выше 23-25 градусов. Летом идеальным местом для проведения дыхательных упражнений является лес, парк.

    Дыхательные упражнения помогают увеличить объем легких, учат человека правильно дышать, способствуют лечению многих заболеваний, значительно улучшают качество жизни, сокращают количество простудных и респираторных заболеваний, оказывают влияние на активизацию защитных сил организма, способствуют гармоничному физическому развития человека, повышают тонус всего организма.

    ЛФК при заболеваниях органов дыхания

    При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура.

    В ее задачи входит: — осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма — способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием — способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов — увеличить отделение мокроты — уменьшить проявление бронхоспазма — способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах — вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения. Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

    Они состоят в следующем: — дыхательная недостаточность третьей степени — наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх — кровохарканье или угроза такового — астматический статус — полный ателектаз легкого — скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

    Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания

    Методы направлены на то, чтобы:

    • достичь быстрого рассасывания воспалительного очага;

    • предупредить переход острого воспалительного процесса в хронический;

    • улучшить функции внешнего дыхания, особенно бронхиальную проводимость, лимфы- и кровообращение бронхолёгочной системы;

    • восстановить нарушенный иммунный статус;

    • оказать гипосенсибилизирующее действие;

    • натренировать термоадаптационные механизмы.

    При комплексном лечении острых заболеваний дыхательной системы наиболее широко применяют электромагнитные поля УВЧ, СВЧ, КВЧ и высокой частоты, переменные низкочастотные магнитные поля, УФ-облучение, аэрозоли, электроаэрозольтерапию, аппликации парафина, озокерита, лечебных грязей.

    Принимать водные процедуры в виде ванны назначают с различными целями, как для профилактики, так и лечения заболеваний дыхательной системы.

    Наилучший лечебный эффект дает вода, у которой температура сильно разнится с кожной температурой.

    Виды лечебных ванн различаются по полноте опускания тела в воду:

    1. Общая ванна – человек погружается практически всем телом, но сердечная область должна оставаться над поверхностью воды.

    2. Местная ванна – характеризуется опусканием в воду определенной части организма.

    3. Сидячая – при таком виде погружается нижняя половина туловища и верхняя часть нижних конечностей.

    Временной интервал, отводимый для принятия общей лечебной ванны, для большинства случаев составляет четверть часа.

    Для местных процедур, он может изменяться, все зависит от источника воздействия.

    • в равных долях смешать корни алтея, корни солодки, корни лопуха большого и измельчить их; 1,5 стакана смеси залить горячей водой (2 л), нагревать на слабом огне 15­20 минут, настаивать 15 минут, процедить, отжать и полу­ченный отвар влить в подготовленную горячую ванну (40 °С). Принимать ванну 15 минут при бронхитах, кашле;
    • 2 части листьев мать-и-мачехи, 2 части листьев подо­рожника, 2 части травы хвоща полевого, 1 часть цветков первоцвета перемешать и измельчить; 2 стакана смеси залить 2 л горячей воды, нагревать на водяной бане 15 минут, настаивать 15 минут, процедить, отжать, получен­ный настой влить в подготовленную горячую ванну (40 °С). Принимать ванну 15 минут при простудных заболеваниях органов дыхания;
    • 2 л горячей воды, нагревать на слабом огне 15 минут, наста­ивать 15 минут, процедить, отжать и отвар влить в горячую ванну. Принимать ванну 15 минут при бронхиальной астме;

    Польза соляных пещер была известна еще в древности. Наши предки посещали естественные пещеры с соляными стенами, чтобы излечиться от простудных заболеваний.

    В России природные соляные пещеры находятся только в Пермской области. Жители других регионов могут воспользоваться услугами галокамер или соляных комнат.

    Как же действуют соляные пещеры?

    Главным компонентом в комнатах являются солевые аэрозоли, которые распыляются в воздухе. Ионный состав комнаты благоприятно влияет на работу всего организма. Здесь полностью отсутствуют аллергены и вредоносные бактерии. Частички соли очищают дыхательные пути до самых бронхов.

    Во время посещения соляной комнаты в организме человека улучшаются все обменные процессы. Из организма начинают высвобождаться токсические вещества, которые способны нанести вред организму.

    Соляные пещеры можно использовать как для устранения уже имеющихся болезней, так и в профилактических целях.

    Нанести вред соляная комната не может, но необходимо соблюдать определенные особенности при ее посещении.

    Нельзя проводить процедуру если:

    1. Заболевания бронхов находятся в стадии обострения.

    2. У человека высокая температура.

    3. Общее отравление организма.

    4. Туберкулез в любой стадии. Запрещено посещать камеру даже при остаточной форме заболевания.

    Основные задачи: общее оздоровление организма, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение легочной вентиляции и газообмена, улучшение подвижности грудной клетки. План массажа: воздействие на паравертебральные и рефлексогенные зоны грудной клетки, косвенный массаж диафрагмы, легких и области сердца, дыхательные упражнения.

    Положение пациента – сидя и лежа.

    Массаж назначают после стихания острых явлений в период обратного развития заболевания при удовлетворительном общем состоянии и нормализации температуры. Наличие слабости и болей в боку не является противопоказанием к применению массажа.

    1. В начале курса лечения на первых процедурах массажу подвергают переднюю

    И боковые поверхности грудной клетки.

    2. Продолжительность процедуры массажа не должна превышать 7– 10 мин.

    3 . Постепенно, от процедуры к процедуре, продолжительность массажа увеличивают до15–20мин и массажу подвергают грудную клетку со всех сторон.

    4. На межреберных мышцах используют граблеобразное поглаживание и растирание

    В направлении спереди назад вдоль межреберий.

    5. При выполнении спиралевидного растирания четырьмя пальцами особое внимание уделяют растиранию мягких тканей в области позвоночника, межлопаточной области, под нижними углами лопаток и вдоль их внутреннего края.

    6. На задней поверхности грудной клетки следует добавить в предложенную схему приемы поперечного непрерывистого разминания и накатывания.

    7. На передней поверхности грудной клетки используют те же массажные приемы, но с большей силой воздействия.

    Психосоциальная реабилитация больных пневмокониозами на амбулаторном этапе лечения
    multiurok.ru

    Психосоциальная реабилитация больных со стенозом трахеи Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

    Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Коржук Михаил Сергеевич, Краля Олег Викторович, Краля Игорь Викторович

    Одной из серьезных проблем современной хирургии является лечение больных со стенозами трахеи. Однако помимо хирургического лечения эта группа больных нуждается в психологической реабилитации в послеоперационном периоде, что связано с особенностями протекания заболевания и проводимого лечения. Для осуществления данного вида квалифицированной медико-психологической помощи в хирургическом отделении требуется психотерапевт, владеющий специальными методиками.

    Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Коржук Михаил Сергеевич, Краля Олег Викторович, Краля Игорь Викторович

    Текст научной работы на тему «Психосоциальная реабилитация больных со стенозом трахеи»

    М. С. КОРЖУК О. В. КРАЛЯ И. В. КРАЛЯ

    Омская государственная медицинская академия

    УДК 616.231-007.271 +615.851

    ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО СТЕНОЗОМ ТРАХЕИ_

    ОДНОЙ ИЗ СЕРЬЕЗНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ХИРУРГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ СО СТЕНОЗАМИ ТРАХЕИ. ОДНАКО ПОМИМО ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ЭТА ГРУППА БОЛЬНЫХ НУЖДАЕТСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ОСОБЕННОСТЯМИ ПРОТЕКАНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПРОВОДИМОГО ЛЕЧЕНИЯ. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДАННОГО ВИДА КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ТРЕБУЕТСЯ ПСИХОТЕРАПЕВТ, ВЛАДЕЮЩИЙ СПЕЦИАЛЬНЫМИ МЕТОДИКАМИ.

    В настоящее время психологическая и социальная реабилитация хирургических больных принимает все большую актуальность, но эти вопросы на настоящее время изучены недостаточно и подходы к реабилитации больных весьма неоднозначны. Если к этому принять во внимание то, что и методы психосоциальной реабилитации хирургических больных находятся в состоянии разработки, то можно понять, насколько актуальна эта тема в настоящее время.

    Можно спросить: а зачем она вообще нужна, эта реабилитация. Ведь мы помогли больному, спасли ему жизнь. Это же не вопрос хирургии! На это можно ответить на примере больных со стенозом трахеи, которые и представляют основной объект данной работы.

    Особенности лечения больных со стенозом трахеи заключаются в том, что, в зависимости от генеза стеноза, деканюляция может быть произведена в различные сроки. Также сроки удаления трахеотомической трубки зависят от степени восстановления просвета естественных дыхательных путей. Например, при некоторых инородных телах трубку вовсе не ставят, или же вводят на короткий промежуток времени, как при аллергическом отеке гортани и дифтерии. При других же заболеваниях ее оставляют на продолжительный срок (перихондриты, травмы, параличи и др.), а в некоторых случаях пациент обречен на ношение трубки до конца своих дней — злокачественные опухоли, тяжелые травмы.

    Момент деканюляции является одним из самых важных в течении послеоперационного периода у данных больных. В настоящее время достаточно часто наблюдаются случаи мнимого затруднения дыхания, приступы удушья, страхи. Преждевременное удаление трахеотомической трубки может привести к необходимости повторного расширения стомы и введения в нее канюли.

    Именно по этой причине желательна консультация таких больных психотерапевтом, по крайней мере, за два -три дня до удаления трубки. Психотерапевт должен побеседовать с больным, выяснить его настрой на процедуру, на выздоровление. Он должен объяснить больному, что скоро спасительную трубку уберут, и больному придется дышать как раньше. После проведения подобной работы психотерапевтом лечащий врач должен произвести временное закрытие трахеотомической трубки пробкой, и в таком состоянии больного оставляют на сутки. Если в течение этого срока дыхание остается удовлетворительным, то канюлю удаляют.

    Помимо этой работы, психотерапевт должен учесть характерологические особенности каждого такого больного, проанализировать реакцию больного на свое заболевание, на наличие трубки, на будущий косметический дефект и так далее. Если рассмотреть по порядку возможные осложнения со стороны психики больных со стенозом трахеи, то можно выделить следующее:

    — при наличии у больного таких черт характера, как мнительность, склонность к низкой самооценке и долгим

    бесплодным размышлениям, нерешительность, мечтательность. может сложиться еще более заниженная самооценка вследствие того, что благополучно излеченное заболевание может вменяться самим больным себе же в вину в виде мыслей о собственной неполноценности (все люди сами себя обеспечивают во всем, а я даже дышать сам не могу, приходится докторам всякие трубки мне в горло совать, и вообще я ни на что путное не способен. )

    — если у больного формируется косметический дефект, то это может привести к таким нарушениям психики больного, как постоянное ощущение мнимого повышенного внимания окружающих к его «шраму на шее», даже если этот самый шрам практически незаметен или виден только при пристальном рассмотрении с близкого расстояния.

    И тот, и другой варианты могут привести к двум наиболее тяжелым в данном случае синдромам: синдрому навязчивых состояний и депрессивному синдрому. Депрессивный синдром может развиться на фоне как косметического дефекта (более характерен для женщин), так и при комплексе неполноценности. Для таких больных будет характерно наличие только депрессивного синдрома, что будет дифференциальным признаком с МДП. И такое состояние, длящееся достаточно длительное время, могут привести к суицидальным мыслям и попыткам совершения суицида.

    Синдром навязчивых состояний при стенозе трахеи, а вернее, в послеоперационном периоде, может проявляться навязчивой мыслью об отличии себя от окружающих, неприятной для больного, и попыткой скрыть настоящий или мнимый косметический дефект, доходящей до абсурда, как, например, ношение шарфов и шейных платков в жаркую погоду, а также непрекращающиеся обращения к пластическим хирургам.

    И то, и другое требует профессиональной помощи, но, являясь уже психиатрической патологией, помощь будет включать в себя лекарственную терапию и обязательное пребывание в стационаре психиатрической больницы. А потому гораздо предпочтительнее не лечение последствий неумелого обращения, а предупреждение развития данных симптомов.

    У больных, которые вынуждены носить трахеотомическую трубку в течение длительного времени, в том числе и вне стационара, подобные симптомы могут возникать гораздо чаще и с большей степенью активности. А поэтому необходимо проводить работу не только с самим больным, но и с его родственниками, с администрацией учреждения, в котором работает больной. Основными направлениями данных бесед должны быть: создание больному физически и психологически комфортных условий для жизни, работы и отдыха (незаострение внимания окружающих на наличии у больного трахеотомической трубки, чистота в влажность воздуха в помещении, так как у больного выключен естественный фильтр — эпителий

    слизистой оболочки носовой полости, активное участие больного в общественной жизни во избежание замыкания его в себе, что может являться предпосылкой к развитию аутизма).

    Основой психотерапии, наиболее подходящей для профилактики подобных осложнений, может служить когнитивная психотерапия при наличии у больного достаточно высокого уровня интеллекта и неэмоционального склада характера (то есть рассуждения, направленные исключительно на разум пациента, осмысление им проблемы и нахождение вместе с психотерапевтом наиболее приемлемых методов выхода из данной ситуации.

    Другим методом могут служить техники личностного роста — при наличии у пациента склонности и потребности к духовному развитию — преодоление возникшей проблемы посредством переосмысления проблемы и ситуаций, ее вызвавшей и возвышение над ней, как несущественной, несуществующей уже для человека, повысившего уровень своей духовности

    Может также использоваться трансактный анализ с перемоделированием субличностной структуры человека, пештальт-терапия мягкого и среднего уровня жесткости. Эти техники позволяют человеку по-другому взглянуть на сложившуюся ситуацию и самому определить, как на нее реагировать и как к ней относиться. И обязательна работа с близким окружением больного, необходимо объяснять им, что больной не является ущербным, что он полноценный человек, у которого, как и у

    всех, возникли временные затруднения, и только выражаются они в заболевании.

    Вся эта работа должна быть начата не менее чем за две- три недели до выписки больного, а также в течение трех-шести месяцев после с периодичностью две-три (не более) сессии в неделю.

    К сожалению, в настоящее время реабилитации хирургических больных практически не уделяется внимание в нашей стране, и больные стенозом трахеи не составляют исключения. В г. Омске хирургическая помощь больным со стенозами трахеи (составляющим около 1 % от всех пролеченных больных) оказывается в торакальном центре ОГКБ №1. И, учитывая описанные возможные психологические осложнения, а это далеко не все возможные ситуации, становится понятно, сколь важно присутствие в хирургическом отделении опытного психотерапевта, который мог бы помочь и больным справиться с их болезнью, и хирургам, проводя психотерапевтические сеансы с пациентами.

    КОРЖУК Михаил Сергеевич, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общей хирургии с курсом по торакальной хирургии.

    КРАЛЯ Олег Викторович, студент 6 курса педиатрического факультета.

    КРАЛЯ Игорь Викторович, ассистент кафедры общей хирургии с курсом по торакальной хирургии, аспирант.

    Справочник по лекарствам китайской медицины / Гл.сост. Сы Хуай Джу; Пер. с кит В.Ф. Щичко. — М.: Муравей-Гайд, 2003. — 589 с.

    Батюшин М.М. Нефрология. Основы диагностики: Учебное издание / М М. Батюшин; Под ред. В.П. Терентьева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 374 с.

    Евплов В И Дезинфекция и стерилизация в лечебном учреждении: Сб. документов, комментарии, рекомендации / В.И. Евплов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. -477 с.

    Лебеденко И Ю. Функциональные и аппаратные методы исследования в ортопеди-

    п°собие/ию m ибрагимов- ии-«

    М.: Медицинское информационное агентство, 2003. -127 с.

    cyberleninka.ru

    Реабилитация психических больных

    Социальная реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение больных к общественно полезной жизни.

    Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитовать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных назван принципом партнерства. Для его претворения в психиатрическую при лечении больных врачу необходимо добиться у них взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Реабилитация объединяет усилия врача, медицинского персонала и больного, направленные на восстановление социально-психологического статуса последнего.

    Реабилитационные воздействия должны быть разноплановыми (разносторонними) – это второй принцип реабилитации. Различают психологическую, профессиональную, семейно-бытовую, культурно-просветительную и другие сферы реабилитации.

    Диалектическое единство социально-психологических и биологических методов в преодолении болезни – третий принцип реабилитации. Он заключается в том, что биологические методы лечения, социо- и психотерапия, реабилитация должны проводится в комплексе.

    Достижения современной биологической терапии и психотерапии, позволившие в последние десятилетия успешно лечить многие психопатологические проявления, создали благоприятную почву для внедрения в практику лечебно-активирующих режимов. Главной задачей последних является предупреждение развития госпитализма и создание возможностей для успешной реадаптации больных в амбулаторных условиях. Выделяют четыре основных режима: охранительный, щадящий, активирующий и режим частичной госпитализации.

    Охранительный режим предусматривает постоянное пребывание больного в постели, преимущественно по соматическим показаниям, и требует от медицинского персонала постоянного наблюдения за ним. Если позволяет соматическое состояние больного, ему разрешается свободно перемещаться по палате или отделению. За пределы палаты не выпускаются больные, находящиеся на постельном режиме.

    При щадящем режиме (режим дифференцированного наблюдения) больным предоставляется полная свобода в отделении, но запрещается выход на территорию больницы без сопровождения персонала. При этом режиме больной постепенно, с учетом психического и соматического состояния, вовлекается в некоторые виды занятий с ограждением его от чрезмерных внешних воздействий.

    По мере дальнейшего выздоровления больные могут быть переведены на режим частичной госпитализации, предусматривающий лечение их в одних случаях в условиях дневного стационара, в других – ночного профилактория. Иногда пребывание больного в стационаре может чередоваться с предоставлением ему домашних отпусков.

    Опыт работы психоневрологических учреждений показывает, что максимально допускаемое нестеснение больных возможно лишь при правильной организации наблюдения за ними, с тем чтобы предупредить их общественно опасные действия. Как правило, такие действия наблюдаются крайне редко, поэтому режимные ограничения должны применяться только в необходимых случаях и таким образом, чтобы больной не мог этого отчетливо ощутить.

    Социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.

    Первый этап – восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.

    Второй этап – реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых социальных навыков, психотерапевтическим мероприятиями, проводимым не только с больным, но и с его родственниками.

    Третий этап – возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.

    Таким образом, система реабилитационных мероприятий включает в себя разнообразные биологические и социально-психологические воздействия, направленные на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного.

    www.medicinform.net

    Учебно-методическая разработка по теме: «Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеванием дыхательной системы»

    Технологическая карта занятия

    Тема №2.1 Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеванием дыхательной системы.

    Цели для студента:

    1. Познакомиться с принципами составления индивидуального плана реабилитации больных с различной патологией дыхательной системы .
    2. Составить индивидуальный план массажа и схему ЛФК для пациента с заболеванием дыхательной системы.
    3. Выполнить различные виды и методики ЛФК и медицинского массажа с заболеванием дыхательной системы.

    Цели для преподавателя:

    образовательные:

    научить каждого студента самостоятельно добывать знания;

    — осуществлять выполнение главных требований к овладению знаний: полноту, глубину, осознанность, системность, гибкость, прочность;

    -формировать навыки точно, безошибочно выполнять действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

    -изучить основные понятия темы;

    -сформировать представления об основных этапах сестринского процесса в комплексе реабилитационных мероприятий больных с заболеваниями дыхательной системы.

    развивающие:

    -анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия;

    -обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий студентов по теме: медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями дыхательной системы.

    воспитательные:

    -профессиональной культуры, ответственности, исполнительности, дисциплины, инициативы, творческого мышления к делу и т.д.;

    -милосердия, уважительного отношения к проблемам пациента;

    -добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей;

    -этических принципов при общении с пациентами и их родственниками, коллегами по работе;

    -потребности в здоровом образе жизни и его пропаганде.

    Тип занятия: практическое занятие.

    Обеспечение занятия:

    1) Основы реабилитации. Л.В.Козлова, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.

    2) Медицинский массаж. М.А.Ерёмушкин, Москва, 2014 г.

    3) Все о массаже. В.И.Васечкин, Москва, 2013 г.

    4) Большой справочник по массажу. В.И.Васечкин, Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г.

    5) Лечебная физкультура и врачебный контроль. В.И.Дубровский, медицинское информационное агентство, 2006 г.

    6) Лечебная физическая культура (учебное пособие). В.А. Епифанов, ГЭОТАР, 2009 г.

    7) Основы реабилитации. Т.Ю.Быковская, Ростов-на-Дону, Феникс,2015 г.

    8) Физиотерапия. Н.Г.Соколова, Ростов-на-Дону, Феникс,2015 г.

    Оборудование: Гимнастическая скамья, ДСК 3-5 Трансформер (метал), аппликатор валик универсальный, гантели обрезиненные 0,5 кг, гантели обрезиненные 1,0 кг, гантели обрезиненные 1,5 кг, гимнастическая палка, гимнастический коврик, гимнастический мяч, диск здоровья, лестница веревочная, массажер для рук, подставка под мяч, эспандер кистевой, эспандер силиконовый пластмассовый со счетчиком, массажный стол многофункциональный, массажный стол, массажный столик со стулом, скамейки под массажные столы, письменный стол, стулья.

    Используемые методы, приемы: словесные ,наглядные, самостоятельная работа студентов.

    Форма контроля: опрос, решение ситуационных задач, подготовка презентаций, сообщений.

    Формируемые знания и умения:

    З.1.Цели и задачи применения физических упражнений, физических факторов лечения и массажа при реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы.

    З.2. Показания и противопоказания к применению реабилитационных мероприятий.

    З.3.Особенности комплексов упражнений, дозировки ЛФК, массажа, физиопроцедур при реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы.

    У.1. Обосновать применение средств медицинской реабилитации.

    У.2. Провести комплекс ЛФК и лечебный массаж.

    Формируемые компетенции:

    ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

    ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, человеку, обществу.

    ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

    ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

    ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

    ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

    ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

    ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска.

    ПК 5.5. Проводить экспертизу трудоспособности.

    ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.

    Copyright © 2010—2021
    ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

    Поддержка
    (495) 589-87-71

    Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

    Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

    Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

    Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

    Психосоциальная реабилитация больных пневмокониозами на амбулаторном этапе лечения
    www.informio.ru

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: